Автовладельцы все чаще обращаются в суд с исками к автосервисным предприятиям, требуя компенсации или повторного выполнения работ. Самое же интересное в том, что они нередко обжалуют результат ремонта или покраски автомобиля, на который дали свое устное согласия.

Не засвидетельствованное незаинтересованными лицами устное согласие клиента не дает СТО формального права выполнить работы на «компромиссном» уровне. Юридически образованные граждане, а часто и сами юристы, будучи исполнены сознания своих прав, могут захотеть воспользоваться ими в ущерб правам СТО. И работникам СТО следует знать, как с этим явлением бороться.

Возьмем простейший пример. Пригнал человек машину и просит перекрасить. И самое главное – краску свою привез. Вы ему говорите, что краска дешевая, просроченная и т.п., а он говорит, что ему на этой машине ездить, а не в автошоу участвовать, покрасьте и ОК. Ну, ОК так ОК, вы предупреждали. Выдаете ему машину, которая выглядит, скажем так, удовлетворительно, он садится за руль и едет прямиком в суд. Пишет заявление, вас вызывают на слушание, осматривают машину и присуждают либо выплатить клиенту стоимость качественной покраски, либо самим перекрасить «на отлично». И все ваши возражения о том, что клиент «сам так хотел», суд не волнуют.

Дело в том, что по закону любой субъект хозяйственной деятельности обязан предоставить клиенту услугу максимально возможного в данном случае качества, если иное не предусмотрено договором. Или, хотя бы, не подкреплено взятой с клиента распиской о том, что он согласен на определенные недостатки (если это не имеет отношения к безопасности – в таком случае расписка будет недействительна, и даже может быть обращена в доказательство выполнения опасной услуги, что является правонарушением в любом случае).

Есть и другой вариант – записать разговор с клиентом на диктофон. Очень желательно – на аналоговый, то есть – кассетный, поскольку подтверждение аутентичности цифровых записей проблематично. В разговоре следует несколько раз, притворяясь то ли тугоумным, то ли глуховатым, переспрашивать клиента, понял ли он суть предупреждения о том, каков будет результат компромиссного ремонта. Цель – получить от клиента не скупое «да, да, понял», а ясно произнесенное: «Да, хорошо, я понимаю, что покрашенная этой краской машина не будет выглядеть как новая, и возможно будет неоднородность цвета, и меня это устраивает». Кстати, на видном месте желательно повесить табличку – «внимание, ведется видеонаблюдение и аудиозапись». Чтобы не было возможности оспорить доказательную силу записи ввиду ее скрытного проведения.

Согласно Гражданского Кодекса, устный договор, если факт его заключения доказан, имеет силу письменного договора. Возможно, вам такие клиенты еще не попадались, однако в последнее время на фирмах вошло в моду дарить сотрудникам, как компенсацию за недоплаченную зарплату, старые автомобили руководства. И часто они достаются юристам, а уж те знают, как отремонтировать автомобиль за счет СТО. Поэтому не стоит рисковать – подстраховаться никогда не мешает. Кроме того, если у человека действительно подобный «кидок» на уме, услышав, как от него добиваются вразумительного выражения согласия на половинчатый ремонт, поймет, в чем дело. И предпочтет поискать другую жертву своей юридической образованности.